+7 (812) 385-59-79 info@skyrise.ru

12 способов выделить себя в SAP сообществе

Автор: А.Р. Ханов, Директор по развитию бизнеса СКАЙРАЙЗ

В SAP-сообществе предостаточно случайных людей. Бывает, сегодня ты показываешь человеку как сохранять таблицы из ALV в Excel, а завтра он уже рассказывает другим, как делать проводки в учете. Эта картина утрирована, без сомнения, но не настолько сильно, как может показаться на первый взгляд. Новые консультанты появляются из ниоткуда, размахивают перед глазами сертификатами о прослушанных вебинарах и курсах, не владеют знаниями и навыками, но щедро сыплют советами - «как надо».

Пользователю, основной задачей которого является выполнение своей непосредственной работы, в условиях незнакомого интерфейса (АРМа специалиста на базе SAP), замысловатых транзакций и незнакомых полей со странными названиями, совсем не просто отличить «чисто технического специалиста» от того, кто по-настоящему может понять его проблемы и помочь решить их.

Многие заинтересованные пользователи, впервые познакомившись с решениями SAP и работой консультантов, уже решают стать консультантами сами и нести в мир «свет», упрощение, удобство и пользу другим людям. Как стать настоящим консультантом? К чему необходимо стремиться? Ответ прост: делать то, что находится в зоне уверенного контроля и не обещать помощь кому-либо в вопросах, которые контролировать не можешь, постоянно, однако, расширяя доступную зону контроля. Для каждого из нас это означает постоянное обучение и повышение профессиональной квалификации. Практика – критерий истины, и время расставляет все по местам. Важно ежедневно работать над тем, чтобы развиваться.

При проведении собеседований иногда становиться обидно, когда человек с красивым послужным списком «плавает» по концептуальным вещам. Консалтинговая компания может это отследить вовремя, а клиент, заказывающий консалтинговые работы, оценит свой выбор только по результатам выполненной работы, когда порой все бюджеты уже исчерпаны, а сроки сорваны. Как следствие, страдает репутация консалтинговой компании на фоне ущербного результата.

Автор предлагает дюжину способов, как можно совершенствоваться в SAP специфике, не теряя продуктивной нагрузки:

  1. Изучать новейшие тенденции в сфере технологий и подходов, а также искать возможности их применения. Например, способ хранения больших объемов данных in-memory, который использует платформа SAP S/4 HANA, вкупе с новыми производственными мощностями, позволяет организовывать хранение и использование данных в таблицах отдельных позиций без использования периодических итоговых записей, что делает обработку данных удобной, простой и значительно сокращающей время на разработку приложений для этой платформы (в отличие от решений SAP ERP 6.0). Еще один пример – использование мобильных терминалов с помощью предустановленных SAP Fiori приложений. Если самое технологичное, что вам известно, это ABAP, вам есть над чем задуматься!

  2. Понимать методологию внедрения продуктов. ASAP, ASAP focus, Scrum, ГОСТ 34* и другие. Важно не только последовательное следование методологии, но и понимание, почему выполняется тот или иной шаг, какова его цель и вклад в конечный результат. Также важно понимать, в каких случаях необходимо придерживаться одной методологии, а в каких случаях эффективнее использовать другую, для того, чтобы в результате получить качественное внедрение. Зачастую знания ограничиваются лишь названиями этапов.

  3. Понимать отраслевую специфику. Понимая отраслевую специфику и различая проблемы, которые характерны, как для большинства предприятий отрасли, так и для отдельных предприятий, поможет Вам предложить бизнесу эффективные решения. Периодически изучайте специальную литературу по организации производства, например, по маркам стали и их специфике, по решениям логистических и транспортных задач. Это поможет Вам понимать проблемы клиента и предлагать адекватные проблемам решения. Знание и использование отраслевых терминов поможет Вам понимать клиента и быть самому понятым.

  4. Знать методики принятия решений и подходы управленческого консалтинга. Проведение качественных интервью с заказчиком, исследование имеющейся документации по процессам, стандартам и методикам позволяет выделить основные акценты и основные проблемы, которые необходимо решать в первую очередь. Как выявлять проблемы и их приоритеты, искать их решения, оценивать риски? Как сравнивать альтернативы? В какой последовательности выполнять шаги? Какие существуют нотации описания бизнес процессов в зависимости от решаемой задачи?

  5. Не бояться брать ответственность на себя. В некоторых вещах, в первую очередь технических, у заказчика консалтинговых услуг и пользователя создаваемых систем не всегда есть достаточное понимание и способность оценить возможные последствия принятия того или иного решения. В этих случаях необходимо брать ответственность на себя, доказывая свою компетентность и внушая доверие, в то же время, подстраховываясь документированием решения. И часто бывает не лишне получить на нём у заказчика автограф.

  6. Понимать основы программирования. Умение самостоятельно программировать и знать специфику и ограничения рабочих инструментов, позволит Вам сэкономить ресурсы как во время постановки задачи, так и при выборе решений для реализации. Это позволит Вам понимать способы хранения и упорядочивания информации в системе, а также быстрее искать ошибки в программном коде и причины их возникновения, оказывать реальную помощь пользователю в их устранении.

  7. Знать особенности процесса обучения и подготовки. Разные люди по-разному усваивают новую информацию. Кто-то лучше воспринимает её устно (на слух), кто-то предпочитает усваивать информацию в записанном виде и визуальной графической форме, кто-то - только в форме наглядной демонстрации и практического повторения. Перед тем, как давать новую информацию, проведите анализ уровня подготовки аудитории, и расскажите кратко, с чем Вы хотите познакомить пользователей, почему и зачем.

  8. Подсказывать возможные решения по вопросам, не входящим в объем выполняемых работ. Работы мало не бывает, всегда испытываешь дефицит времени. Тем не менее, пользователи и коллеги зачастую обращаются к Вам по вопросам, которые они не в состоянии решить самостоятельно. Возможно, тот факт, что человек выскажется и сформулирует свою проблему, уже укажет ему на решение. Не торопитесь отказывать коллегам, возможно вы уже знаете решение его вопроса или предполагаете путь к его решению.

  9. Знать иностранный язык. Специфика технологии ведения бизнеса, наличия специфической информации в англоязычном сегменте сети интернет и SAP ресурсов делает крайне необходимым знание, как минимум, английского языка. Удивительно, но у большинства языковые знания находятся на базовом уровне – чтение технической литературы. Это сильно ограничивает Ваши возможности применить свои знания и опыт.

  10. Уметь слушать. Пожалуй, это одно из важнейших качеств, которые можно и нужно развивать. Некоторые консалтинговые компании рекомендуют проводить интервьюирование вдвоем, один записывает ответы, другой беседует и задает вопросы. Пробуйте, различные подходы, постарайтесь ставить себя на место человека, который пытается Вам что-то рассказать, возможно это и будет ключом.

  11. Уметь говорить. Тут можно посоветовать как посещение специализированных курсов, так и избавление от слэнговых слов и слов паразитов. Самой большой проблемой зачастую становится страх перед общением с большой аудиторией. От этого необходимо избавляться.

  12. Уметь расслабляться и снимать стресс. Занимайтесь спортом, делайте перерывы, правильно питайтесь, пробуйте овладеть медитативными или дыхательными техниками. Это позволит Вам не принимать скоропалительных и эмоциональных решений, а больше взвешивать и анализировать информацию. Все-таки наша профессия одна из самых тяжелых в плане мыслительной нагрузки. А для этого, Ваше тело должно быть Вашим помощником.

Перечисленные навыки и техники, безусловно, не охватывают полного множества консалтинговых компетенции. Тем не менее, при овладении указанными знаниями и умениями можно повысить эффективность своей работы на порядок. Как этого достичь? Учиться, постоянно учиться! Задавать правильные вопросы, и продолжать искать ответы, заботясь о клиенте.

P.S. Автор выражает благодарность Е.М. Богачеву, С.Н. Колосову за помощь в подготовке материалов.